KLEVER, инструментальное трио из Санкт-Петербурга, играет плотную, эмоциональную, "смурную" музыку на стыке психоделии, этно-фолк-элементов и трансовых структур.
KLEVER рождается из импровизаций – это немаловажный фактор, что музыканты свободно владеют динамикой, ритмикой, изменением гармонии и прочими элементами, которые свойственны академической музыке. Всё это делает музыку ансамбля разнообразной, несмотря на некоторый минимализм в гармонии.
KLEVER регулярно играет в таких клубах, как Молоко, Fish Fabrique, ГЭЗ-21;
KLEVER неоднократно выступает на фестивалях Пикник АФИШИ, проСВЕТ, SKIF, AVANT, ETHNOLIFE, НАШЕСТВИЕ,ЗВУКИ.РУ.
В 2005 году группа посещает с концертами Латвию, а осенью 2006 музыканты едут в двухнедельный тур по Европе, где дают ряд концертов в городах Дании, Германии и Голландии.
За это время состав неоднократно варьируется – от трио: «гитара, барабаны, перкуссия», через «гитара, барабаны, двойная перкуссия, духовые» до «гитара, барабаны, бас, духовые». Иногда к коллективу примыкают и смычковые: скрипка, виолончель. В 2008 году к трио присоединяются бас-гитарист Павел Храбров и виолончелистка Кристина Фадеева и, обретя новое звучание, KLEVER готовит новую программу, которая отличается от предыдущего материала. Также музыканты впервые экспериментируют в вокальном жанре. Вокальные партии в некоторых композициях исполняет Марина Скалозуб (HALF DUB THEORY).
Несмотря на смену состава и музыкальной концепции, из группы с неясным музыкальным будущим они превращаются в настоящее явление петербургской сцены. Нынешний состав KLEVER - гитара, барабаны и различные духовые, предполагает меньшее количество трактовок, но, с другой стороны, углубление музыкальной текстуры. KLEVER претерпевают удивительную метаморфозу и умудряются запечатлеть ее на CD "In The Name Of Peace And Progress" (2005).
Совершенно однозначно наличие в музыке KLEVER «психоделии» - это больше относится к гитарным партиям. Также за группой прочно закрепиляется приставка «этно» в неожиданных различных сочетаниях «этно-транс», «этно-рок» - происходит это благодаря наличию деревянных народных (этнических) инструментов и, отчасти, благодаря своеобразной технике барабанщика, который, опираясь на «джазовую» (в общем смысле) школу, привносит и этнические составляющие ритмики, а также электронные.
Музыканты трио KLEVER характеризуют свой стиль как psychedelic independent music. Создаваемый ими звуковой ландшафт кажется таким же безграничным, как это мягко говоря, широкое определение. Он зачаровывает и затягивает, искривляется и разворачивается вновь - ослышками, миражами и ложными отсылками. Иногда кажется, что атмосферная гитара - ближайшая родственница той, из которой Нил Янг извлек свой рваный саундтрек к «Мертвецу» Джима Джармуша. То вдруг ювелирная работа ударных напомнит разом классический King Crimson и «АукцЫон» с «Бодуна». То монотонные всхлипы окарины, жалейки и смешного инструмента мелодик-пиано пустят этнические побеги поверх мощной трансовой подкладки. Но целое оказывается значительно больше составляющих его частей: это отнюдь не привычный инструментальный пост-рок. Самое удивительное, что альбом без потерь передает драматизм космогонии, которую Klever заново творят на каждом концерте. Композиции не имеют названий, это пять аскетически пронумерованных «трипов». Достойная психоделическая аллюзия от группы с таким многозначительным названием"
(Ян Левченко, журнал Time Out Петербург, 2005)
KLEVER: Несмотря на некоторые импровизации, наши композиции вполне структурированы. Из хаоса в начале работы над композицией мы в результате всегда приходим к космосу, который понятен только нам. В нашей музыке больше мелодики, больше пространства, — а есть там транс или этно, называется ли это арт-роком или квази-псевдо-чем-то, нас уже не волнует. Мы играем вместе не один год, и при работе над композицией можем даже не прибегать к помощи слов. На репетициях мы играем иногда получасовые импровизации. Закрываешь глаза, — и ты в космосе, а космос — он один.